В целях обеспечения успешной предпринимательской деятельности бизнесмены создают склады для хранения множества различных видов товаров. Это обусловливает возникновение достаточно специфических проблем, которые приходится решать сначала проектировщикам, а впоследствии сотрудникам подобных комплексов: передача товаров на ответственное хранение – задача ответственная и сложная.
Приступая к проектированию крупного склада (комплекса, предназначенного для хранения большой товарной номенклатуры), следует учитывать:
Склады ответственного хранения в Московской области и не только пользуются спросом у компаний, работающих с большой товарной номенклатурой – это дистрибьюторы и ретейлеры косметики и парфюмерии, фармацевтических препаратов, одежды, различных запчастей и прочего. Каждая категория товара имеет свои особенности, от которых зависит методика организации хранения.
Так некоторые лекарства и косметика нуждаются в определенном температурном режиме. Большинство лекарств отличаются высокой оборачиваемостью, а вот отдельные автозапчасти заказывают крайне редко.
Несмотря на разнообразие требований к условиям хранения, универсальные рекомендации по организации системы логистики большого склада все-таки существуют.
Информация из этой системы управления складом является одной из главных составляющих техзадания. Она представляет собой каталог продукции, которая будет размещена на хранение с указанием основных параметров, влияющих на логистические процессы:
Отсутствие этого каталога очень усложняет проектирование топологии хранилища. Иногда систему приходится создавать по-новому: если складской учет выполнялся на бумажных носителях или в ERP-системе. Если ассортимент товаров достаточно широк – предстоит весьма трудоемкая работа, сопряженная с определенными трудностями:
Справочник мастер-данных настолько важен, что солидные компании, работающие с большим ассортиментом товаров, создают отдельные подразделения, основное назначение которых – изначально создать, а впоследствии вести складской учет в данной системе.
Большая товарная номенклатура подразумевает работу со множеством поставщиков, каждый из которых имеет свое понятие о сервисе. В результате поставки могут быть выполнены в тщательно укомплектованных, маркированных паллетах или коробах и мешках без каких-либо идентификаторов, а то и просто навалом. Последнее существенно снижает скорость обработки данных и, как следствие, приема партии так, что сотрудники не в состоянии адекватно оценить временные затраты на обработку конкретной поставки.
Иногда из-за этого полный цикл (даже для небольшого количества товара) – от разгрузки, разборки, определения типа изделия и его количества до размещения коробок в хранилище и внесения в систему всех сведений – растягивается на несколько суток, а это неприемлемо: простой грузового автотранспорта под разгрузкой способен увеличить цену фрахта в несколько раз.